Нас окружает масса вещей, на которые в силу их обыденности и простоты, никто не обращает внимания. Люди используют в быту полотенца в течение всей своей жизни: от начала ее зарождения и до смерти.
Принято думать, что в старину полотенце называли рушником, однако в созвучности названия с «рукой» нет ничего общего.

Кусок ткани для вытирания рук назывался утиркой, рукотеркой , уже знакомым нам полотенцем и лишь в крайнем случае ручником. Рушник в отличии от полотенца имел более пышное убранство, его могли украшать изысканной вышивкой, кружевами, лентами или просто тесьмой.
В ширину он составлял от 35 до 40 см, а вот длиной мог быть от 3 до 5 метров. Зачастую полотно имело оборванные края, что легко объяснить отсутствием в те времена ножниц или ножей в изобилии. Поэтому чаще всего делали надрез чем-то острым, например заточенным камнем, и потом рвали материю руками.
Рушник был не только украшением дома, но и напоминанием о связи с предками. Каждый рушник отдельно был вышит различными символами из которых получался особенный узор, придававший ему уникальный смысл.
Разновидности рушников
Такие изделия предназначались проведения ритуалов и обрядов, так до нас дошли сведения о самых распространенных разновидностях рушника:
- обыденный;
- одорожный;
- родильный;
- крестильный;
- погребальный;
- масленичный;
- пасхальный.
Обыденные рушники служили оберегом дома хозяина и его хозяйства. Нельзя было запастись ими заранее, ткали их обязательно в день обряда от рассвета до заката, когда солнце охраняет землю от тёмных сил и злых духов. Считали, что такой рушник может защитить от засухи или мора скота, если провести с ним.
В качестве пожелания легкого пути и скорейшего возвращения путникам складывали в вещевой мешок подорожный рушник. Маленькие отрезы со скромными узорами без излишеств давали с собой тем, кто покидал родной дом и отправлялся в странствие: торговцам, мужчинам, уходившим на войну, или просто путешественникам. Так что еще 10 веков назад выражение «скатертью дорога» имело только положительным смысл.
Родильный рушником повитуха окутывала малыша сразу после рождения, а для крестин использовался особый крестильный рушник, на котором заносили ребенка в храм и просушивали после купания в купели. В будущем из этого рушника шили первую детскую рубаху, некоторые припасали его к свадьбе или для похорон. Во время прощания с телом умершего рушником покрывали гроб, а после погребения вешали на могильный крест.
Особые рушники вышивали для больших праздников. На Масленицу гости дарили рушник-блинник в качестве благодарности за угощение. На Пасху свежие куличи ставили на рушники с особой аббревиатурой «ХВ» и пасхальными яйцами, в углу дома ставили икону с, обрамленную «божником»
К свадьбе невеста сама с девичества подготавливала свадебные рушники.
Вышитые рукой узоры символизировали связь ее прошлого, настоящего и будущего. Поэтому невеста обязательно садилась за работу в хорошем настроении и светлыми мыслями, чтобы ее семейная жизнь сложилась благополучно.
Пройдя сквозь века до наших времен рушник сохранился больше как символ, но для наших предков он был особым элементом, связывающим красной нитью все этапы жизни.
